Главная » Статьи » Мои статьи » Всё о компьютерах |
Основные архитектурно – функциональные принципы
построения ЭВМ были разработаны и опубликованы в 1546 году венгерским
математиком и физиком Джоном фон Нейманом и его коллегами Г. Голдстайном и А.
Берксом в ставшем классическим отчете «предварительное обсуждение логического
конструирования электронного вычислительного устройства». Вот эти основные принципы: 1. Программное управление работой ЦВМ. Программа состоит
из последовательности, кот. Преобразуют информацию. Все разновидности команд, использующиеся
в конкретной ЦВМ, является языком машины или системой команд машины. 2. Принцип условного перехода. Это возможность перехода в
процессе вычислений на тот или иной участок программы в зависимости от
промежуточных результатов. Реализация этого принципа позволяет легко
осуществлять в программе циклы с автоматическим выходом из них, итерационные
процессы и т.п. (поэтому число команд в программе меньше числа выполненных
машиной команд) 3. Принцип хранимой памяти. Это один из самых важных
принципов: команды представляются в числовой форме и хранятся в том же ОЗУ, что
и исходные данные. Только команды для исполнения выбираются из ОЗУ в УУ, а
числа (операнды) - в АУ; но для машины и
команда, и число является машинным словом. Это обеспечивает одинаковое время
выборки команд и операндов из ОЗУ для выполнения, позволяет быстро менять
программы или их части, вводить непрямые системы адресации и т.д. 4. Принцип использования двоичной системы счисления для представления
информации в ЭВМ. Этот принцип расшил номенклатуру физических приборов и
явлений, которые можно использовать в АУ и ЗУ ЭВМ. 0 и 1 – поэтому они могут
изображаться положением любой 2 стабильной системы (откр.- закр., да - нет).
Количество информации определяется единицей1 (бит) в двоичной системе счисления.
К логическим схемам построенным по двоичной системе счисления, может быть
применен хорошо разработанный математический аппарат булевой алгебры. Принцип иерархичности ЗУ. С самого начала развития ЭВМ
существовало несоответствия между б/д АУ
и ОЗУ. Если делать ОЗУ на тех же элементах, что и логические устройства, то они
будут дорогими и увеличится количество радиоламп в ЦВМ, в целом надежность
следовательно иерархичность: 1.
ОЗУ б/д
небольшой емкости только для операндов и
команд, участвующих в счете в данный момент и в ближайшее время. 2.
ВЗУ (НМБ(емкость
на порядок выше чем ОЗУ) и НМЛ) ОЗУ достаточно быстро обменивается целым массивом
данных с МБ. Числа и части программ, которые еще не скоро
потребуются для вычислений, а также уже полученные результаты, ожидающие
распечатки, следовательно на МЛ. Иерархичность ЗУ в ЭВМ является важным компромиссом
между емкостью и быстрым доступом к данным, обеспечивающим требования б/д,
большой емкости памяти, относительной дешевизной и надежностью. Electronic Data Storage Automatic computer 1-я машина (1949г) – Эдсак, имела оперативную память на ртутных линиях
задержки (32 ртутные трубки по 576 бит каждая) У фон Неймана в 1952 – Эдвак У нас МЭСМ – в 1947 (проект), 1950 – опыт (Лебедев)
1951 – пром б/д 50 оп/сек. Отвечала принципам ф.Н. (почти всем) 1952г – опытный вариант БЭСМ (примерно как Эдвак) по АУ выполнено на ламповых логических схемах и
обладаю рекордным б/д (10 000 оп/сек). По ОЗУ – на ртутных линиях задержки и
следовательно б/д 800 рп/с 1953г – стрела АЛУ – на большой диодной 3-х входовой
матрице ОЗУ – на электрически-лучевых трубках Урал, М-2 и др. БЭСМ – большие возможности, б/д сдерживалось ОЗУ после
введения ОЗУ на ферритовых сердечниках и модернизации еще ряда устройств б/д
БЭСМ, увеличивается до 8-10 тысяч оп/с следовательно получает название БЭСМ-2. Т.о. первое поколение образовали ламповые ЭВМ,Ж
промышленный выпуск который начался в 50-х годах. В качестве компонентов
логических элементов использовались электронные лампы. Эти ЭВМ ориентированы на
решения научно-технических задач. Ламповые ЭВМ потребляли большую энергетическую
емкость, имели большие габаритные размеры, малую емкость оперативной памяти и,
что особенно важно, невысокую надежность, в первую очередь из-за частого выхода
из строя электронных ламп. ЭВМ 1-го поколения работала в т.ч. монопольном однопользовательском
режиме. Программист обычно присутствовал при отладке и счете
своей задачи, контролировал ее ход по световой индикации на пульте управления и
мог по ходу вычислений переключать работу на однотактный ручной режим для
внесения в программу изменений или для контроля. Устройства ввод/вывод –
ПК и ПЛ. Первые программы составлялись в машинных кодах.
Программист должен был записывать физические адреса ячеек памяти и их
содержимое. Это очень трудоемко. Кроме того, практически невозможно было
определить, точное число ячеек памяти для промежуточных результатов (обычно
отводили больше, чем надо). Поэтому производительность программиста была 2-3
команды в день. Если под программой работают несколько человек
одновременно, то они должны, не зная точно, сколько команд будет на их части
программ, распределить между собой емкость ОЗУ. Выход из этого положения: 1.
При ручном
программировании наименования операции обозначать не числом КОП, а буквенными
символами, более легкими для запоминания (Сл – t, Умн - х). 2.
Нумерацию ячеек
производить не по фактическим (физическим) адресам, а отсчитывать от какого-то
базиса. В конце программы базам назначаются конкретные адреса. Замена баз их численными значениями процедура
формальная, замена буквенных обозначений КОП цифровыми – тоже. Значит эти
операции можно возложить на ЭВМ, создав для этого программу перекодировки.
Такой упрощенный код команд носит название автокод или язык
ассемблера (программа ассемблер) Это язык 1:1 Уже на некоторых ЭВМ 1-го поколения была введена индексная
адресация. Процесс вычислений ускоряется при введении специального
«индексного регистра» в УУ. Его содержание добавляется к адресам очередной
команды перед ее выполнением, т.е. исполнительная команда состоит из команды
стоящей в программе, + содержание индексного регистра. Тогда все изменения производятся не над командами в
программе, а над индексным регистром. Это позволяет сохранять программу в
первоначальном виде. Такая модификация команд производится быстрее, т.к. эти
изменения делаются в быстрых регистрах без значительно более медленного
обращения к ОЗУ. | |
Просмотров: 2777 | Комментарии: 3 | | |
Всего комментариев: 1 | ||
| ||